Много это или мало, но вот уже 22 года трудится в нашем городе строитель, которому в свое время доверили возглавить самостоятельный участок — Гафуров Ильшат. Он создал коллектив, организовал мобильное производство, хорошо зарекомендовал себя и свою организацию на уровне республики. Более того, в тяжелые перестроечные годы не сдал позиции и вновь «вырулил» в нужном направлении.
Этому человеку ни при какой власти было не до политики, он, как и положено хорошему профессионалу-практику, знал только свое дело. Ну а что касается его характера — не «сахар», но почему-то рядом с ним продолжают работать долгие годы и специалисты, и весь костяк предприятия. А еще он терпеть не может, когда ему вешают на уши лапшу. Это потому, что сам не может — не обещает, дал слово — выполнит. Это и есть его стиль работы. Речь идет о Р.Г.Хабирове, начальнике АО АПДС «Елабужский».
Агропромдорстрой в течение последних 5 лет занимает первое место по многим показателям среди аналогичных организаций акционерной холдинговой компании «Дороги села» РТ.
Коллеги считают его умным и энергичным руководителем, хорошо разбирающимся в производстве экономике, людях и с которым надежно работать.
Легко ли быть современным руководителем каково преодолевать трудности человеку, выбравшему профессию строителя, накануне профессионального праздника — Дня строителя – интересуется журналист С.К.Курбанова.
-Рашид Галаувич, чтобы больше узнать о человеке, есть необходимость покопаться в его биографии. У вас есть что-нибудь особенное?
-По-моему, нет. Родился в Магнитогорске, среднюю школу окончил в Муслюмовском районе, затем КИСИ, факультет промышленно-гражданского строительства, распределился на Казанский завод бытовой химии, женился. Переехал в Набережные Челны, где работал начальником ПТО в управлении гостиниц и общежитий КамАЗа. В Елабугу приехал в 1987 году по приглашению первого секретаря обкома партии Ю.В.Курмашева. С тех пор и по сей день занимаюсь строительством автодорог на селе, а теперь и в городах. Увлеченный и загруженный работой не заметил, как выросли дети. Сын в этом году поступил в КГТУ на факультет экономики и управления производством, а дочь перешла в девятый класс и успешно закончила музыкальную школу. Вот и вся биография, самая рядовая.
-Накануне профессионального праздника хотелось бы услышать ваше признание — не жалеете ли, что выбрали эту профессию?
-Что вы! Я горжусь профессией строителя и удовлетворен своим выбором. Во-первых, это мирная профессия, всегда нужная людям, во-вторых, нашу работу видно, а для мужчины немаловажно в жизни видеть результаты своего труда.
-Почти 14 лет вы являетесь руководителем строительной фирмы. Легко ли быть сегодня организатором производства и управлять людьми?
-Очень тяжело. Во всяком случае в переходный период. Раньше, до перестройки, было намного легче. Сейчас можешь — выживешь, не можешь — пропадешь. Приходится самому все планировать, считать, находить, решать и добиваться… Одним словом, крутиться на 360.
-Напомните, когда и как в Елабуге обосновались дорожники?
-В конце 1979 года от Нижнекамского ДПМК в Елабуге был создан дорожно-строительный участок (ДСУ), у которого не было практически ничего своего: ни базы, ни техники, ни оборудования. Елабужский район был очень болотистым, строить дороги было нелегко.
В1987 году в Танайке был запущен асфальто-бетонный завод (АБЗ). После чего Елабужский участок выделился от Нижнекамского ДПМК в самостоятельный хозрасчетный дорожно-строительный участок (ХДСУ). С 1988 по 1992 г. нас знали вновь ка ДПМК, а с 1992 года мы — АО АПДС «Елабужский «.
-В годы перестройки многие строительные коллективы распались. Не хотелось ли и вам все бросить? Как удалось сохранить предприятие?
-Были, были такие моменты, когда в сердцах хотелось на все махнуть рукой. Но я дал себе слово, что в трудные времена не брошу коллектив, где осталось работать 40 человек из 70.
Тем более что до 1993 года Елабужское ДПМК лидировало по многим показателям и считалось одним из лучших в объединении.
Однако в 1994 году возникла ситуация, когда нам за отработанные объемы в колхозах и селах не заплатили ни рубля. Мы израсходовали все запасы ГСМ, стройматериалы, денежные средства, но возврата не дождались. Мы, как и многочисленные организации, сели в калошу, почти обанкротились. Тяжелое время было: люди остались без зарплаты, а по большому счету- без будущего.
Положение спас директор районных электросетей С.А.Газизьянов, которого мы всегда с благодарностью вспоминаем. Он дал нам объемы работ и оплатил их. На заработанные деньги, начали приобретать спецтехнику, два АБЗ, поправили свое финансовое и производственное положение, стали успешно развиваться.
-Какова материально- техническая база сегодня?
-В коллективе трудится более 80 человек, числится около 50 единиц техники, для удовлетворения производственных задач в целом у нас достаточное количество оборудования, цехов, два АБЗ. Благодаря этому ежегодно увеличиваем объемы, так; например, в прошлом году было выполнено строительно-монтажных работ по строительству дорог на сумму 18,5 млн. руб., а на 2001 год уже заключили договора на СМР в сумме 25 млн. руб., из них более 13 млн. руб. освоено.
-Впрочем, это говорит о том, что на вас есть спрос?
-За последние годы мы действительно заслужили доверие. Качество асфальтирования дорог на хорошем уровне. Высококлассные специалисты научились «стелить» асфальт гладкий, без швов и заплаток. Асфальтирование не только сельских дорог, но и городских улиц нам доверяют главы администраций Елабуги, Менделеевска, Мамадыша, Набережных Челнов.
-В чем стабильность и успех вашей работы?
-Мы выполняем сезонные работы, потому в осенне-зимний период заключаем договора, заранее планируем объемы работ, запасаемся стройматериалами: битумом, ПГС, ОПГС и т.д., ремонтируем технику. А летом — ударно работаем. Немаловажную роль играет отношение к труду наших ветеранов- хороших специалистов: Р.Тахабиева (асфальтоукладчик), А.Фархетдинова (грейдерист), бухгалтеров В.Сабановой и З.Хантимеровой, токаря Н.Данилова, водителей КамАЗов В.Сафина и И.Хайруллина гл. механника Б. Иванова и других.
-Насколько АО «АПДС» востребовано в Елабуге?
-С приходом нового главы администрации И.Р.Гафурова впервые из бюджета города было оплачено нам более двух миллионов рублей за выполненные объемы работ. У нас установилось взаимопонимание. И сейчас нам глава доверяет строить дороги города. Так, например, мы уже завершили асфальтирование части окружной дороги у 4-го микрорайона, благоустройство дорог у дома 4-1-4, дорог в микрорайоне 4-1-10, подъездных путей к зернотокам в Танайке, Дюм-Дюме. Также в плане 2001 года УСГ и УКС района наметили нам задания по ремонту улиц Казанской, Октябрьской, 2 км дорог, прилегающих к детской спортивной школе. Со своей стороны мы стараемся оправдать доверие. Не только специалисты, но и горожане отличают по внешнему виду асфальта нашу работу, благодаря мастерству специалистов и жесткому контролю в соблюдении технологий начиная от бригадиров до требовательного главного инженера — Ильшата Зуфаровича Ахметзянова.
-Рашид Галаувич, и все-таки будет неестественным, если я не задам вопросы о проблемах, которые вам усложняют работу. Есть ли пожелания в адрес заказчиков?
-Главными заказчиками, как я сказал, являются УСГ и У КС района, которые слабовато лоббируют наши вопросы, редко бывают на объектах, и складывается впечатление, что асфальтирование дорог нужно только главе, который, действительно, живо интересуется всем и вся.
В настоящее время, к сожалению, затягивается решение вопроса по оплате Деньги нам крайне необходимы для закупки стройматериалов, поскольку приобретение их взаимозачетам обходится в два-три раза дороже. В эти дни нам здорово попортили «кровь» налоговая инспекция и судебные приставы, которые пришли описывать имущество организации и готовы были арестовать счета, что полностью приостановило бы нашу деятельность, и все это по причине неуплаты федеральных налогов в связи с несвоевременной нам оплатой заказчиками за работу. А фактически заказчики нам должны в 5-6 раз больше, чем мы налогов!
К сожалению, все это лихорадит и плохо отражается на настроении коллектива и работе. Хочется пожелать, чтобы городские власти и инспектирующие службы разобрались между собой, иначе не понятно, кому выгодно тормозить стабильно работающее предприятие, своевременно выплачивающее налоги, ежегодно увеличивающее количество рабочих мест, регулярно выплачивающее людям зарплату, приносящее пользу людям, городу и району, имеющее положительный имидж в республике?! Складывается опасная ситуация, как в 1993-1994 годах, когда вновь мы можем сесть в калошу. Думается, на уровне администрации будут приняты серьезные меры по недопущению развала АО «АПДС».
-Рашид Галаувич, похоже, вы не привыкли сдаваться. А что вами движет, откуда черпаете силы?
-Хочется, чтобы наш коллектив был лидером среди всех своих конкурентов и в городе, и в регионе, и в Татарстане. При поставленной доброй задаче, всегда находятся и силы, и желание, и возможности, если, конечно, не помешают.
— Автодороги — это, пожалуй, лицо города и села. Это благодарность или проклятия водителей и пешеходов. В нашей стране люди пока не научились предъявлять иски асфальтоукладчикам за преждевременное изнашивание автомашин, мало пока и приватизированных дорог частными лицами, как в развитых странах мира. Но, как говорится, все впереди. Мне кажется, ваш курс на улучшение качества, на поддержание имиджа надежного партнера, на внедрение современных технологий и оборудования, забота о трудовом коллективе, — не только оправдан, но и необходим для выживания в жестких рыночных условиях. Не расслабляйтесь после праздника!